Как развозили мечту: История советских автовозов в фотографиях того времени

Фоторепортаж из ушедшей эпохи.

К концу 1950-х годов автомобильная промышленность в Советском Союзе начала потихоньку набирать обороты. Если в 1950-м самая большая страна мира произвела всего около 65 тысяч легковых машин, то в 1958-м этот показатель составил уже 122 тысячи.

По западным меркам — всего ничего, однако и этого было достаточно, чтобы возникли проблемы с транспортировкой. Автовозов в СССР не было — машины перевозились в основном по железной дороге. Однако автосалоны, как правило, находились довольно далеко от мест выгрузки поездов, и машины перегонялись к месту продажи своим ходом.

Первый экспериментальный автовоз ПАЗ-740, представлявший собой грузовой полуприцеп, был выпущен Павловским автобусным заводом в 1959 году.

Он так и не был запущен в серию и существовал в одном экземпляре.

Следующей попыткой решения проблемы стал экспериментальный автопоезд А-820.

Разработанный в конце 1950-х, он состоял из седельного тягача МАЗ-200В и полуприцепа для перевозки автомобилей.

В него помещалось 6 широких автомобилей «Волга» или «Победа»…

…либо до 9 более компактных «Москвичей».

Верхний ярус автопоезда был открытым.

В серийное производство этот автопоезд тоже не запускался.

В 1965 году на свет появился автопоезд Урал-380С-962.

Он выпускался небольшими сериями, хотя широкого распространения так и не получил.
В 1966 году на его базе сконструировали очередной экспериментальный автопоезд — НАМИ-058С-862.
Но самым распространённым советским автовозом стал ЦПКТБ-А409М, выпуск которого начался в 1970 году.

Существовала также модель ЦПКТБ-А409. Тягачом обычно выступал МАЗ-500.

Впрочем, иногда в качестве тягача использовали относительно маломощный ЗИЛ-130.
ЦПКТБ-А409 мог перевозить 5 легковых автомобилей, а ЦПКТБ-А409М — 6.

Ещё в конце 1960-х Советский Союз закупил в Италии партию автовозов Rolfo; модель 2-TVS-12 вмещала в себя 6 малолитражек («Москвичей» или «Жигулей»).

К началу 1980-х годов СССР наладил серийный выпуск автовозов. Автовоз А-491 мог перевозить целых 7 машин типа «Волги».

Кстати, к 1975 году выпуск легковых автомобилей в СССР перевалил за миллион. Вот так выглядела реклама ВАЗ-2102:

А вам интересна история автопромышленности?

Как развозили мечту: История советских автовозов в фотографиях того времени